Тема экспериментальной площадки
«Развитие вариативных форм дополнительного и неформального образования в деятельности Фонда «Созидание»
Научный руководитель
Хмайра Тимофеевна Загладина, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»
Объект исследования
Cредние образовательные учреждения,школьники (13-16 лет), студенты колледжей и ВУЗов (17-20 лет) в 14 регионах Российской Федерации
Предмет исследования
Исследование эффективности воздействия современных технологий вовлечения детей и молодежи в общественно полезную добровольческую деятельность на их социально-психологические установки, формирование структуры жизненных ценностей, на процесс формального образования, поведение в процессе социализации
Концепция исследования
В основу концепции исследования положена технология «Обучение заботой». «Обучение заботой» - это обучающая программа, которая связывает процесс образования и общественно полезную деятельность, посредством вовлечения детей и молодежи в оказание помощи их школам и сообществам. Это практическое обучение включает в себя мнение молодежи, согласованность с учебным планом, обращение к истинным проблемам сообщества, разработку/реализацию/оценку проектов конкретной общественно полезной деятельности детей и молодежи.
Для того чтобы понять воздействие программы, необходимо исследовать более широкие актуальные вопросы, такие, как влияние участия учащихся в социально значимой деятельности на формирование структуры их жизненных ценностей, нравственности,гражданского становления личности, взаимосвязи с структурным компонентом освоения учебной программы, просоциальности детей и молодежи.
Процесс исследования определяется сложными, множественными и разнонаправленными педагогическими факторами и закономерными связями, соответствующими личностным особенностям ребенка, молодого человека и запросам страны в воспитании нравственного человека, патриота и гражданина.
Актуальность выработки новых подходов, определение принципиальных направлений взаимодействия учебного заведения,
детей и молодежи, социума обосновывается необходимостью формирования позитивного социального опыта ребенка, подростка, молодого человека третьего тысячелетия, их гражданского становления.
В процессе реализации экспериментальной программы будут использоваться новейшие методы работы: интерактивные технологии, «обучение через опыт социальной работы», социальное партнерство, рефлексия и т.д.
Исследование позволит объединить успехи и проблемы в программу, которая фактически связывает процесс образования и общественно полезную деятельность детей и молодежи, где оба эти компонента программы призваны усиливать друг друга. Такая взаимосвязь и её влияние на развитие личности была предметом обсуждений в последние несколько лет, а данное исследование будет способствовать применению столь необходимого примера интеграции на практике.
Постановка цели (что будет достигнуто)
Разработать методическое обоснование и внедрить в практику современные образовательные социально ориентированные методики работы с детьми и молодежью для наиболее эффективного воздействия на приобретение ими знаний, развитие активной гражданской позиции, развитие позитивных жизненных ценностей и вовлечения в процесс социализации.
Основные задачи исследования
•создать методическое руководство по использованию технологии программы «Обучение заботой»в образовательной среде и распространить в 14 регионах РФ;
•апробировать программу в 14 регионах РФ на базе организаций - партнеров Фонда «Созидание»;
•провести сравнительный анализ психологических установок и поведенческих моделей представителей целевой группы как участвовавших, так и не участвовавших в программе «Обучение заботой»;
• внедрить современные методики совмещения процесса образования и общественно полезной деятельности(программу «Обучение заботой») в образовательные учреждения РФ.
Выдвижение гипотезы (что предполагается сделать, чтобы получить результат)
Для обеспечения эффективности процесса приобретения знаний, психологических установок и формирование активного, социально желаемого, и ответственного поведения детей и молодежи; устойчивого вовлечения целевой группы в программу будет обеспечена, если:
а) предоставление системы знаний детям и молодежи в области социальной программно-проектной деятельности;
б) предоставление возможности детям и молодежи самостоятельно выбирать тему, разрабатывать план и непосредственно самим реализовать социальный добровольческий проект на практике;
в) развитие навыков привлечения средств для молодежных добровольческих проектов через взаимодействие и сотрудничество с администрацией учебных заведений, властью, спонсорами и местным сообществом;
г) обязательное выделение времени на проведение рефлексии, включающее «работу над ошибками», оценку осуществлённой деятельности, развитие различных нематериальных форм поощрения участников программы;
д) внедрение в образовательный процесс современных технологий и методик, таких как интерактивные игры, использование социальных сетей,тематические акции и др.
Опубликованные работы:
Журнал Внешкольник, 2016 г., № 3 Программа Обучение заботой: материалы для проведения внеурочных занятий для учащихся.
Обучение действием: внедрение инновационных моделей просоциального и толерантного поведения детей и молодежи в местном сообществе» /Сборник материалов. – 167 стр. Фонд «Созидание», М., 2015. Тираж 1000 экз.
Методические материалы курса «Обучение заботой»/ Сборник материалов. Фонд «Созидание», М., 2016. Тираж 1000 экз.
Добровольная активность социально ориентированных некоммерческих организаций: лучшие практики/Сборник материалов. Фонд «Созидание», М., 2012. Тираж 2000 экз.
Service-Learning- Обучение действием. – 166 стр. Фонд «Созидание», ЗАО «Компания Ассистент». Тираж 1000 экз.
Теоретическая значимость исследования
Результаты исследования расширят имеющиеся в педагогической науке теоретические представления о:
- наиболее эффективных методах системного вовлечения детей и молодежи в социальную активность, развития мотивации детей и молодежи к участию в добровольческой деятельности с помощью методики «Обучение заботой»;
- критериях и показателях эффективности программы «Обучение заботой» в формировании жизненных навыков, позитивных установок, социально-одобряемых навыков поведения детей и молодежи;
- необходимости и возможности формирования социальной активности детей и молодежи в формальном и неформальном образовательном процессе с помощью программ «обучение через опыт».
Практическая значимость
- теоретические положения, выводы и рекомендации исследования создадут предпосылки для научно-методического обеспечения процесса социализации подростков и молодежи в рамках образовательного процесса;
- повысится информированность, улучшаться навыки социализации и личные навыки подростков и молодежи, принимавших участие в программе;
- будут созданы условия для передачи современных методов и технологий работы педагогам, повышения уровня их профессионального мастерства.