КУРС ОБУЧЕНИЕ ЗАБОТОЙ 

Электронный курс «Обучение заботой» создан по базовой методике «Обучение заботой», основанной на совмещении обучения и общественно полезной добровольческой деятельности детей и молодежи, с объединением обоих компонентов таким образом, чтобы они усиливали эффективность друг друга.

Фонд «Созидание» является автором-разработчиком методики «Обучение заботой», осуществляет её внедрение в различных регионах РФ. В 2013-2018 гг. методика прошла апробирование в 17 российских регионах на базе 110 средних учебных заведений и НКО, имеет статус экспериментальной площадки Федерального института развития образования РАНХиГС при Президенте РФ (Свидетельство ФИРО № 562.2. от 25.06.2018).

Основа методики «Обучение заботой» - активное обучение через извлечение уроков из опыта общественно полезной деятельности. В методику включено много интерактивных форм и непосредственно практика реализации социальных проектов в местном сообществе. Здесь возможна живая практика, с настоящими социально-значимыми результатами, позволяющая реально влиять на социальную среду. Применение методики позволяет создать условия, способствующие формированию у детей и молодежи собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам,чувства сострадания, сопричастности к людям,включение в решение насущных социальных проблем.Учащимся предоставляется возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе занятий, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и общественными событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, страны в целом. В процессе обучения слушатели могут активно использовать свои знания, общаться и сотрудничать друг с другом.

Методика «Обучение заботой» - программа совмещения обучения и общественно полезной добровольческой деятельности - включает три базовых компонента.Первый – это существенная подготовка молодых добровольцев, которая включает определение социальных задач, для решения которых нужны приобретенные навыки. В первый компонент включено планирование проектов таким образом, чтобы они увеличивали эффективность обучения одновременно с выполнением общественно полезной добровольческой работы. Второй компонент – это собственно сама общественно полезная добровольческая деятельность. И третий – это рефлексия - возможность и желание участников проанализировать опыт, извлечь из него уроки, обсуждая свой опыт с другими, осмысляя проделанную работу. Рефлексия помогает улучшить полученный опыт и понять, с одной стороны, как общественно полезная добровольческая деятельность соотносится с потребностями общества, а с другой стороны, помогает участникам программы лучше осознать и усвоить приобретенные знания. Рефлексия может проходить в различных формах, например, таких как: записи в «дневнике», периодические собрания, проведение клубов, обсуждение в мини-группах, в виде деловой игры, круглых столов, дискуссий, структурированных отчетов.

В 2019-2020 гг. Курс «Обучение заботой» поддержан Фондом президентских грантов. Это позволило систематизировать опыт работы по методике «Обучение заботой» и создать Электронную версию Курса, предназначенную для преподавателей школ и колледжей, которая была протестирована базе 20 пилотных учебных учреждений в регионах РФ с участием 927 молодых добровольцев – учащихся. Это позволило повысить качественный уровень методических материалов, проанализировать и учесть особенности использования материалов Электронного Курса на практике в различных регионах, а также в разных типах учебных заведений (городских и сельских, колледжей и школ, и пр.). Преподаватели участвовали в тестировании Электронного Курса на добровольной безвозмездной основе. После тестирования Курса на практике, преподаватели представили нам свои предложения и замечания, которые были учтены при корректировке итоговых материалов Курса.

Электронный Курс «Обучение заботой» (далее по тексту Курс) предназначен для проведения занятий с учениками 7-10 классов общеобразовательных школ и студентов 1-2 курса СПО. Используя материалы Курса, преподаватели могут проводить во внеурочное время занятия, в рамках которых учащиеся учатся определять нужды и активы местного сообщества, планировать социальные проекты, находить для них ресурсы и реализовывать социальные добровольческие проекты помощи социально незащищенным людям и местному сообществу.

Материалы Курса разработаны таким образом, что от преподавателя требуется минимум усилий и времени для проведения занятий. Не обладая специальными знаниями, и не тратя много времени на подготовку, преподаватель за несколько занятий может продвинуть своих учеников от понимания общественной пользы к выполнению социальных проектов на практике.

Курс носит максимально прикладной характер, состоит из 12-ти занятий и предоставляет уникальную возможность для фактической самоорганизации учащихся, планирования и выполнения ими социальных добровольческих проектов, где тренеры-преподаватели не контролируют каждый шаг учащегося, а лишь являются «направляющими» при их самостоятельной деятельности.

Отличительной чертой Курса является тот факт, что в занятиях и самих проектах сможет принять участие весь класс, а не 2-3 активиста. Учитывая интерактивный характер курса, множество интересных игр, заданий, учащиеся с интересом могут участвовать в курсе.

Участие в Курсе помогает формированию у учащихся позитивных мотиваций заботы о ближнем через использование полученных в процессе обучения знаний и навыков, способствует увеличению структурного развивающего компонента в освоении предметов школьной программы. Например, таких как: русский язык, литература, обществознание, естествознание, история, география, экономика, информатика и др. Проведение Курса позволяет усилить воспитательную работу среди детей и подростков в несколько раз при небольших усилиях.

Пакет материалов для проведения занятий по Курсу «Обучение заботой» содержит:

- подробные и понятные методические материалы 12-ти занятий для преподавателей;

- 6 видеогидов, в которых показывается, как проводить разные элементы некоторых занятий;

- слайды с подстрочным текстом  для всех 12-ти занятий;

- комплект интерактивных игр и творческих заданий для проведения интерактивной развивающей части занятий;

- перечень полезных ссылок;

- рабочую тетрадь слушателя Курса.

Курс «Обучение заботой» поможет преподавателям вместе учениками достичь целей проекта общественно полезной деятельности с начального этапа. Он также может помочь группам более качественно выполнить уже существующие общественно полезные проекты.

Начните с Вашего района и адаптируйте этот Курс в соответствии с потребностями вашей молодежи.

Используйте мероприятия и идеи, приведенные в этом Курсе, чтобы улучшить систему планирования и реализации общественно значимых добровольческих проектов.

Материалы Электронного Курса «Обучение заботой» находятся в свободном доступе на сайте Фонда «Созидание» www.fondsozidanie.ru в разделе «курс обучение заботой», подразделе «ОН-лайн ресурсы» и могут быть использованы целевым образом на безвозмездной основе, с учетом обязательной ссылки на источник.

МАТЕРИАЛЫ КУРСА ОБУЧЕНИЕ ЗАБОТОЙ